О санях



Светит в темень позолотой
Размалевана луна.
Ой, вы, кони-самолеты,
Пуховистые снега.
Словарь С. Ожегова дает такое определение: "Сани - зимняя повозка на двух полозьях". Сани являются древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной повозки. Сани известны с древнейших цивилизаций - шумеров, ассирийцев, им не менее четырех тысячелетий.
Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося в передке, в котором можно было лежать. В них чаще всего запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер.
До XVII века езда на санях вообще считалось более почетной, чем в экипаже, и поэтому без саней не обходился ни один торжественный выезд царей, патриархов и других высоких особ.
У знатных бояр особенно у великих князей, сани отличались богатым убранством. Ездили на них по одному, редко по два человека. При выездах царя в санях его, стоя, сопровождали два боярина на запятках и два стольника у царских ног. Царские и королевские сани обычно оформлялись в виде драконов, лебедей и других животных. Женские сани были намного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно.
Большое значение в обрядовом смысле придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предназначались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, пышными коврами. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над ней соболей, а из церкви - с женихом.


Популярность саней была огромной. Появились и сани с кузовом, так называемые балочок или кибитка. Без катаний на санях и салазках с гор не обходились ни проводы зимы, ни знаменитая Масленица.
Только в конце XIX века спуск на санях по заснеженным склонам превратился в вид спорта. 12 февраля 1883 года были проведены первые международные соревнования по санному спорту, в которых приняли участие спортсмены восьми стран мира. Трасса пролегала в Швейцарии, в горах между Давосом и Клостерс-Зернойсом. Первые соревнования показались увлекательными как участникам, так и зрителям. Повсюду стали конструировать различные сани для спуска с гор по большим склонам. С 1914 года стали проводиться чемпионаты Европы по санному спорту, а с 1955 года - чемпионаты мира. Санный спорт включен и в программу Олимпийских игр, хотя соревнования проводятся на искусственных трассах.
В.И. Даль, известный этнограф, автор знаменитого "Толкового словаря великорусского языка", дал подробное описание по этому предмету. Он подразделяет сани открытые и с верхом. Дорожные сани имели такие названия в народе – "пошевник, общевик, дровни, полозни". Кроме этого, выделяются сани оленьи, собачьи, детские - например, салазки.
Приводит он и поговорки: "Будут сани – поедем и сами", "Телега хлеб возит в дом, сани – на базар", "Готовь сани летом, а телегу зимой", "Не в свои сани не садись" и др.
В обширной крестьянской стране этот вид транспорта был жизненно необходим и чрезмерно популярен во всевозможных исполнениях – кибитках, дровнях, кошевках. Изготовление саней было очень распространенным занятием. От этого произошла фамилия "Санников", которая означает – мастер по изготовлению саней или дровен. Кстати, эта фамилия встречается не повсеместно, а известна она с середины XV века: "У нас деревня Санники, зимой этим промышляем" (В.И. Даль). С санным промыслом связан еще ряд фамилий: Копылов – "копыл", вертикальная, связывающая часть саней; Полозняков – "полозняк", изготовитель или продавец полозьев и др. Мастера по саням были в каждом населенном пункте и нашего Красноуфимского уезда. Но большой славой пользовались изделия саранинских умельцев, тем более они изготовляли по комплексной программе - делали телеги, дуги - рабочие и праздничные, кошевки такого же исполнения, сани-розвальни.
Известно, что Саранинские заводы (Нижний и Верхний) неоднократно переживали хорошие и трудные времена. Спасал кустарный кузнечно-слесарный промысел (так, при подворной переписи 1888-91 г.г. в Верхней Саране было 8 кузен, в Нижней – 60): в них ковали серпы, топоры, кирки, подковы, дверные петли, клепали ведра, корыта. Некоторые занимались изготовлением конных средств передвижения. В 20-е годы прошлого столетия кустари объединились в "Единую трудовую артель", и десятки колхозов юго-запада области пользовались телегами, санями, дугами профессионалов этого дела из Сараны. Жаль, что это в прошлом.
Подготовил Валерий Ганькин

// Городок. - Красноуфимск, 2011. - 23 дек. (N 51). - С. 19.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск