История одной фотографии

В одном из летних номеров газеты «Вперёд» было обращение к жителям Красноуфимска: рассказать о своих родственниках - участниках 1-й мировой войны. Мой дядя, СЕРЕБРЕННИКОВ Никита Андреевич, вероятно, относится к таковым.

С детства помню, в одной из комнат родительского дома в рамках висели портреты отца, мамы и молодого военного. Шла Отечественная война. Отец был на фронте, мама работала с утра до ночи. Дома только бабушка Серебренникова (Оболенская) Марфа Филипповна. Она умерла в феврале 1943 года, когда мне было 6 лет. В 1942 году к какому-то празднику мы с ней делали генеральную уборку. Брат, что был старше меня на 4,5 года и был главным и единственным мужчиной в доме, снял портреты Мы с бабушкой всё протирали. Я увидела, что бабушка гладит рукой портрет военного и на портрет упали слезы. У меня в руке была влажная тряпочка, я сразу вытерла эти слезинки и спросила кто это? Портреты были ретушированы и влажная тряпка оставила след. Бабушка сказала, что это Никита, старший брат моего отца, что он был летчик и погиб на войне, а дед ушел с белыми и сгинул. Может, она что-то говорила еще, но в моей памяти, благодаря мазку на портрете, осталось только это. Когда в школе я стала изучать историю, то для меня война до ВОВ - это 1-я мировая.

К 80-летию российской авиации газета «Вперёд» собирала материалы о летчиках из Красноуфимска. Я пришла с этим портретом, но рассказать где учился, где воевал, не могла. Пономарев Виталий просветил меня: значок на пилотке (я считала полумесяцем) - это офицерский знак летчиков того времени, а погоны заретушированы. Портреты эти были сделаны в 30-х годах в московской фотографии, родители жили тогда в Москве. Родство с офицером царской армии в те годы не приветствовалось. Потому погоны заретушированы. Но портрет в газете «Вперед» не опубликовали за неимением каких-либо сведений об этом человеке.


В 90-х годах нашей внучке для сочинения по родословной нужны были определенные сведения. Моя мама, которой уже не было в живых, уроженка Московской области, в нашем военном детстве говорить о родословной, было не принято. Отец, пройдя две войны с Германией и Японией, умер в возрасте 41 года в 1949 году. Пошла я в городской архив, помня слова бабушки про деда и Никиту, но ничего о них не нашла. Хотя отметила интересный для себя факт: улица Р. Горбуновой (в моем детстве ул. Февраля) называлась раньше Малой Серебренниковской. Подумала, что называлась она так может в честь Никиты, возможно, он был первый красноуфимский летчик. Пошла к Валентине Тетюшевой, что жила тогда в казачьей избе, но она мне только показала дом моего деда. Позднее, когда серьезно занялась краеведением, узнала, что на самых старых картах Красноуфимска в архиве и музее (1800г. и без даты) эта улица так и обозначена. Значит, предки мои заслужили честь дать улице свое имя. На этой улице до сих пор стоят дома моего деда, Серебренникова Андрея Ивановича, и его брата Петра Ивановича (деда Ефимовой Людмилы Вениаминовны). Деревянную Ильинскую часовню на этой улице в конце 19 века заменил каменной Серебренников Александр Иванович, что был городским головой в течение 15 лет. Был ли он родственником Андрею и Петру Ивановичам - не знаю и не буду утверждать. Название улицы не изменилось и после революции. Улицей Февраля она стала только в 1932 году к 15-летию февральской революции.

В 2005 году я снова вернулась к фотографии. В №2 газеты «Знак вопроса» на стр. 9 появилась маленькая заметочка под заголовком «Наш земляк среди первых летчиков?» Приведу её дословно. Пишет Роза Давлетбаева, краевед из Русской Тавры.
«Когда я занималась изучением биографии Николая Кирилловича Кокорина, одного из первых летчиков России и уроженца села Хлебниково, что сейчас в республики Марий Эл, натолкнулась на такой факт. В одной эскадрилье с ним служил летчик из Красноуфимского уезда, который погиб в 1-ю мировую войну, есть снимок Н.К. Кокорина, стоящего у гроба нашего земляка, но кто погибший герой - неизвестно. Может живы потомки или родственники этого человека или у кого-то сохранились фотографии
90-летней давности? Давайте сообща восстановим одну из славных страниц прошлого нашего края и отечественной авиации».

И я снова пошла с портретом в редакцию, теперь в «Знак вопроса». Снова встретилась с В. Пономаревым, он отсканировал фото. Думала опубликуют, может еще кто-то откликнется. Но публикации не случилось. Через несколько месяцев я позвонила Давлетбаевой, но она эти материалы уже давно передала человеку, который их собирал. Он уехал и этим вопросом больше не занимается. Но года через 3-4 тавринцы обратились ко мне с просьбой дать фото и какую-нибудь информацию, так как есть могила и памятник. Фото я дала, а информации у меня нет. Был только вопрос: если человек погиб на западных рубежах, то как тело доставили в центральную Россию, почти на Урал?

В 2011 году, работая повторно с материалами о командире 1-го Красноуфимского полка, а до того военкоме Красноуфимского уезда Алексее Матвеевиче Артемьевских, в городском архиве в материалах периода Гражданской войны я нашла приказ военкома (июль 1918 г.): всем офицерам царской армии зарегистрироваться в 3-х дневный срок. В одном из списков зарегистрированных неожиданно встретила: «Серебренников Никита Андреевич 1896 г. р., прослужил в воздухоплавательном полку 2 года 8 месяцев», т. е. где-то с 1915 года (война 1914-1917).

В этом списке некоторые фамилии зачеркнуты красной чертой, около других записано «достоин» или «условно достоин». Есть в 121 фонде и приказы «срочно представить списки зарегистрированных в чрезвычайную комиссию». Есть отчеты Красноуфимской чрезвычайной комиссии по каждому из списков: сколько расстреляно, сколько мобилизировано в Красную армию. Нашла в очередном списке мобилизованных от 14 августа 1918 года № 29 Серебренников Никита Андреевич. Таким длинным оказался путь поиска. Но теперь мои внуки точно знают, кто на портрете, когда погиб. Так, след на фото, оставленный в детстве, сопровождал меня всю жизнь.
Маргарита СОКОЛОВА, краевед.
Соколова, М. История одной фотографии / Маргарита Соколова // Вперед. - 2013. - 22 авг. - С. 13 : фот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск