ДЕРЖАВНЫЙ ПОЭТ



Сегодня в утреннюю пору,
когда обычно даль темна,
я отодвинул набок штору
и молча замер у окна.
Я плотью чувствую и слышу,
что с этим зимним утром слит,
и жизнь моя, как снег на крыше,
в спокойном золоте блестит.
Еще покроют небо тучи,
еще во двор заглянет зло.
Но все-таки насколько лучше,
когда за окнами светло!




    100 лет назад, 8 января 1913 года, родился замечательный советский поэт Ярослав Смеляков. Свою первую книгу двадцатилетний рабочий московской типографии - набирал сам. Он пришел в поэзию сразу со своей неповторимой интонацией. Его язык был резким и в то же время нежным.
            Впервые он был арестован в конце 1934 года. Потом война, плен, а после плена подневольная работа на тульских шахтах. И в 1951 году еще один арест и еще три года лагерной жизни.
Он был человеком, которого изломало время. Его поэзию время сломать не смогло.
            Евгений Евтушенко, считавший Смелякова своим учителем, высказался о нем предельно точно: "Смеляков замкнул плеяду последних романтиков, чье Шоссе Энтузиастов закончилось Тупиком Пессимистов, когда в осклизлых от крови подвалах "мальчикам революции" всаживали пулю в затылок. Я не встречал более советского и, вместе с тем, более антисоветского человека".
            Критик В.В. Дементьев так оценивал творчество Смелякова: «Его лучшие строфы написаны на высокогорном уровне». «Он часть нашей жизни и часть нас самих», - отмечал эмигрант Н.М. Коржавин. Несколько десятков стихотворений Смелякова, даже по мнению критиков его творчества, прочно вошли в сокровищницу русской поэзии. Это стихи о вечном: о состояниях человеческой души, о любви к женщине, к матери, к Родине, к животным, к природе, о труде и подвигах ради этой любви.

Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.

Я ходил напролом.
Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях,
забинтуйте мне голову
горной дорогой
и укройте меня
одеялом
в осенних цветах.

Порошков или капель - не надо.
Пусть в стакане сияют лучи.
Жаркий ветер пустынь, серебро водопада -
Вот чем стоит лечить.
От морей и от гор
так и веет веками,
как посмотришь, почувствуешь:
вечно живем.

Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путем.

Г. М. Сафонова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск